Партнеров можно найти везде!
Партнеров можно найти везде!
Интервью приведено с разрешения журнала «Бизнес и люди» (№6, 2017)
Генеральный директор группы компаний STAN Валерий БАЛЯБИН считает, что если есть цель, то никакие границы не имеют значения.
При знакомстве вы рассказывали о первом студенческом опыте работы с китайскими текстильными производителями. Кураж, авантюризм, вера в «успех предприятия» открыли дорогу, по которой вы и ваш партнер шагаете почти 25 лет. Что предшествовало тому счастливому случаю?
— Впервые в Китае я оказался в момент подъема их легкой промышленности и период острого дефицита в России. К нам везли пуховики и женские сорочки, а я решил, что нужнее белье и футболки. Я кое-что понимал в текстиле, потому что до этого бывал в Турции, а в армии сам перекрашивал армейское белье и даже наносил принты. С 1993 по 1998 мы с моим неизменным до сих пор партнером (Владимир Пашкин — совладелец ГК STAN — прим.ред.) возили текстиль из Китая. Обрастали опытом и связями с китайскими фабриками. Кризис 1998 года довольно сильно по нам ударил: из-за стремительного роста доллара возник огромный кассовый разрыв, образовался долг перед китайскими партнерами. Это подтолкнуло нас к решению принять предложение президента и одного из основателей торговой марки Sela Бориса Михайловича Остроброда. 17 января 1999 года, как сейчас помню, мы открыли большой отдел в магазине Успенский. Раньше опыта работы в рознице у нас не было, многому учились по ходу: наим персонала, учет, кассовая дисциплина — но как-то быстро мы в эту реку кинулись, и через полгода у нас был договор франшизы. Sela в России вообще родоначальник франшизного движения, а для нас это был уникальный опыт, поэтому я благодарен жизни и компании Sela.
Стенд ООО «Стан» в 2009 г. на выставке «Реклама»
— Параллельно вы продолжили вести свой бизнес?
— Да, мы не хотели терять партнерские отношения с фабриками Китая. Порвать — легко, а потом восстановить — очень сложно. И зачем было открывать Америку, когда Китай предлагал хорошие условия: отсрочки платежей, небольшая предоплата, отлаженные технологии, сырье, фурнитура, оборудование, производственные площади — все есть, просто приходишь с техзаданием, согласовываешь образцы, сроки готовности и поставки, выкрасы, и процесс запускается.
— Вы строитель по натуре?
— Просто стараюсь зернышки разложить в разные корзины. Что-то двигало…Желание иметь что-то свое. Когда кризис миновал, через два года у нас появились свободные (не сказать, чтобы свободные, а оборотные) средства, и мы решили возобновить взаимодействие с прежними партнерами в Китае. Зная текстильную продукцию, рассмотрев имеющийся ассортимент розницы, проанализировав прошлый опыт, решили заняться только футболкой. Вот уже более 17 лет занимаемся…Сотрудничество с китайскими фабриками позволило не отвлекаться на процесс производства, а выстраивать продуктивные отношения с заказчиками. Китай давал твердую почву. На сегодняшний день мы сотрудничаем с семью фабриками — это основной пул партнеров, сформировавшийся 17 лет назад.
Кроме того, что нас связывают партнерские отношения, сложились и межличностные, дружеские, когда можно друг друга с днем рождения поздравить, с Новым годом, с рождением детей, внуков. Все это нормальные человеческие отношения — без границ, без оговорок, что мы разные по духу, поменталитету. Нас сближает желание жить,работать и быть лучше.
— Но ведь границы, действительно, существуют: государственные, ментальные.
— Границы и в головах, и между государствами, да. Об этом много можно говорить, но если видишь цель, значит должен к ней стремиться, преодолевая эти препятствия. Я за 25 лет работы с Китаем бывал на совершенно разного уровня фабриках — ну и что Если производитель выдает мне качественный готовый продукт, в срок и в соответствии с моими требованиями — остальное шелуха.
— Тогда почему возникла идея общаться с узбекскими производителями?
— Во-первых, Узбекистан и в советское время был крупнейшим поставщиком хлопка и текстиля, во-вторых, мы увидели сильную конкуренцию узбекской продукции с нашей, а в-третьих, между Россией и Узбекистаном нет ввозных таможенных пошлин. Пошлины — это значительная составляющая в себестоимости нашего товара. Кроме того, беспошлинный ввоз экономит время, потому что не надо согласовывать цены. В Узбекистане есть сырьевая база, с узбекскими производителями мы говорим на одном языке, они сами стремятся выходить на рынки. Поэтому они стараются производить продукцию, соответствующую нашим требованиям. По этим причинам, когда рубль обвалился в 2014 году и стоимость китайского товара выросла, остановили выбор на Узбекистане. Процент продукции узбекских фабрик вырос с 5-7% в прошлом году до 20-ти в текущем.
Личный контроль модельером-конструктором этапов производства на фабрике в Узбекистане
— Каковы риски работы с Узбекистаном?
Они нестабильны, не простраивают долгосрочных отношений, им нужны деньги «сегодня и сейчас» — и в этом слабость Узбекистана. Они не имеют финансового плеча, такого же крепкого как в Китае: нет оборотных средств, чтобы закупить первоначальную партию, поэтому надо вносить большую предоплату. Тем не менее, я считаю, что у этой страны нет другого пути, как развивать текстильную сферу: у них много солнечных дней, есть технологии выращивания сырья, рабочая сила. Просто имнадо организовать внутреннюю переработку сырья, шить, перенимать опыт мировых производителей, что они и делают сегодня.
— С какой страной легче работать?
Мы не только отшиваем продукцию за рубежом, но и поставляем — помимо российских предприятий — в Казахстан и Белоруссию. Наши зарубежные партнеры — постсоциалистические страны, поэтому скажу так — везде непросто!
— Есть ли представительства в Узбекистане и Китае? Кто в них работает?
У нас это все есть. Если компания имеет стабильные заказы, постоянный контроль производственных и логистических процессов необходим. Задача наших представительств за рубежом в обеспечении правильности и своевременности выполнения заказа в соответствии с техническим заданием. Они наши проводники на той территории, отвечающие за взаимодействие с фабрикой-производителем. Для работы в представительствах компании лучше найти местных жителей.
— Насколько сильно можно доверять жителям другой страны?
Мы доверяем. Мы такие люди — стараемся донести до иностранных сотрудников идеи компании, миссию, обязательно привозим их в Россию, чтобы показать нашу страну, себя и какой продукт мы хотим получать.
Мы стремимся выстраивать долгосрочные бизнес-отношения, на долгие годы.
В.В. Балябин и В.М. Пашкин на праздновании 25-летия STAN